Неисправности лазерных принтеров.
ГЛАВНЫМИ
КОМПОНЕНТАМИ принтера являются фотобарабан (OPC organic photoconductive
drum), в дальнейшем — просто барабан, и лазер в комплекте с
высокоточной оптико-механической системой перемещения луча. Все
остальные элементы принтера предназначены для обеспечения их работы.
Барабан
представляет собой алюминиевый цилиндр с нанесенным на него тонким
слоем фоточувствительного материала, который покрыт еще одним
слоем, защищающим барабан от механических
повреждений.
Основное свойство барабана
— способность хранить на себе заряд (положительный или
отрицательный), но только до тех пор, пока его поверхность не будет
освещена. Это свойство и используется для переноса изображения.
Итак, процесс переноса изображения происходит следующим
образом:
· сначала барабан с помощью вала
предварительного заряда получает начальный заряд (положительный или
отрицательный), причем величина заряда определяется установками
печати принтера;
· затем лазерный луч проходит по
поверхности вращающегося барабана, и в местах, где лазер засвечивает
его поверхность, заряд из положительного или отрицательного становится
нейтральным. В большинствекартриджей барабан делает приблизительно три
оборота на лист бумаги;
· вращаясь, барабан проходит мимо
магнитного вала, который подает тонер из бункера на барабан. Вал
называется магнитным, потому что внутри него находится постоянный
магнит, образует сердечник вала. Тонер, расположенный возле магнитного вала
в бункере, притягивается к поверхности магнитного вала под
воздействием сердечника и дополнительно подаваемого заряда,
величина которого определяется установками печати принтера
и задает количество тонера в барабане. Это, в свою очередь,
будет определять плотность печати.
Тонер с магнитного вала проходит
через узкую щель, образованную дозирующим лезвием и магнитным валом.
Дозирующее лезвие (wiper-blade) регулирует
количество тонера на магнитном валу. Кроме того, вследствие трения
тонер получает предварительный заряд. Одновременно
переменный заряд подается на оболочку магнитного вала.
Переменный заряд уменьшает прилипание тонера к оболочке
магнитного вала и увеличивает отталкивание частиц тонера
от незасвеченных областей барабана. Также
переменный заряд улучшает плотность печати и контрастность
изображения.
Необходимо отметить,
что существует несколько механизмов создания изображения. Например, в
принтерах НР используется тонер, заряженный
положительно, и его частички остаются только на нейтральных
участках барабана, отталкиваясь от положительно
заряженных. В принтерах Epson, наоборот, засветкой
разряжаются участки барабана, на которых не должно быть
тонера. При этом тонер, заряженный отрицательно, притягивается
к положительно заряженным участкам
барабана. Таким образом, можно заранее знать особенности
печати. В первом случае обеспечивается более
тонкая передача деталей, а во втором — более
плотная заливка черных областей;
· после
таких процедур тонер переносится на бумагу. При этом бумага с помощью
валиков подается из лотка в принтер. Перед контактом с барабаном
бумага получает статический заряд. С помощью ролика
переноса (transfer-roller) бумага контактирует с барабаном, и
тонер притягивается к бумаге вследствие
существующего на ней статического заряда;
· далее бумага проходит через
барабан. Сразу после этого нейтрализатор статического заряда удаляет
его заряд с бумаги, что устраняет взаимное притягивание бумаги и
барабана. Это также помогает избежать просыпания тонера
на бумагу при низкой температуре и влажности, а кроме
того, предотвращает наматывание бумаги на
барабан;
· следующий этап — фиксация
изображения. В состав тонера входит вещество, которое имеет
определенную температуру плавления. Для фиксации изображения бумага с
нанесенным тонером проходит через валы узла нагрева. При этом под
воздействием определенной температуры верхнего вала и прижима нижнего
вала тонер расплавляется и фиксируется на бумаге;
· далее необходимо очистить
поверхность барабана от остатков тонера. В среднем, около 95% тонера
переносится на бумагу. Оставшиеся 5% удаляются wiper-blade и
попадают в бункер отработанного тонера. При этом
recovery-blade перекрывает пространство между барабаном и
бункером для отработанного тонера, позволяя остаткам тонера попадать в
отработку и предотвращая просыпание тонера из бункера с отработкой на
бумагу;
· в
завершение надо не забыть удалить заряд созданного изображения с
поверхности барабана. При этом барабан получает переменный заряд с
вала предварительного заряда, который удаляет все
остаточные заряды с поверхности
барабана. Барабан снова готов к началу цикла печати.
Следует отметить, что
сохраняется тенденция уменьшения величин зарядов и температур с каждым
новым поколением принтеров.
ВИЗУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФЕКТОВ ПЕЧАТИ
или как по напечатанной странице определить неисправность в картридже.
ТАКИМ
ОБРАЗОМ, по виду отпечатка легко определить возможную неисправность
печатающего механизма принтера. Важно знать, что барабан (OPC) — самый
важный и наиболее подверженный износу компонент картриджа. Причина
заключается в том, что он постоянно соприкасается с wiper-blade,
который соскребает излишки тонера, а также с бумагой при печати. Также
наиболее распространенное повреждение барабана — посторонние предметы
( скрепки, скобы от степлера), которые попадают на него с бумагой.
НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ БАРАБАНА
ИДЕАЛЬНО ПРЯМАЯ и очень тонкая линия на бумаге — барабан поцарапан.
Точки, которые повторяются на странице
с периодичностью 76-94 мм — на поверхности барабана есть точечный
дефект. Расстояние между точками зависит от диаметра барабана.
Серые пятна тонера по всей странице . Причина связана с попаданием в барабан
света или физическим износом. Расстояние между пятнами зависит от диаметра барабана.
Абсолютно белый лист (для копиров — черный) или сильный серый фон — нет электрического контакта барабана.
Во всех описанных случаях барабан необходимо заменить, поскольку восстановить его невозможно.
НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ WIPER-BLADE (РАКЕЛЯ)
Как уже говорилось, это устройство удаляет излишек тонера с барабана.
Серая тонкая линия вдоль страницы
. Это вызвано влиянием или поврежденного, или загрязненного лезвия.
При использовании некачественной бумаги ворс из нее забивается между
барабаном и лезвием, повреждая и одно, и другое. В
месте повреждения лезвия тонер с барабана не счищается,
и, как следствие, появляется полоса по всей длине листа.
Серый фон на странице —
следствие очень старого лезвия. Такие лезвия обычно желтеют, а желтые
лезвия категорически запрещается использовать. Плохо
смазанное лезвие будет вибрировать, при этом повреждается
поверхность барабана. Также такое лезвие может
приклеиться к барабану, если картридж не был в использовании
какое-то время.
НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ МАГНИТНОГО ВАЛА
MAGNETIC-ROLLER (магнитный
вал) — это алюминиевый цилиндр с покрытием, который переносит тонер из
бункера на барабан. Большинство проблем связано с повышенным
износом или дефектами его поверхности. Все тонеры являются
абразивами, и когда их воздействие усиливается дозирующим лезвием,
которое прижимает тонер к валу, это вызывает износ вала.
Светлая печать
. Чаще всего это объясняется загрязнением или износом поверхности
вала. Поверхность вала покрыта черной проводящей оболочкой, износ
которой потребует ее замены. Если при осмотре вала будет замечен
серебристый блеск его оболочки, значит, покрытие изношено, и
оболочка должна быть заменена. Эта неисправность будет лучше всего
видна на больших участках рисунка с плотной черной заливкой. При
печати текста дефект не будет заметен.
Белые пятна на листе . Причина — повреждение покрытия вала. Пятна увеличиваются пропорционально количеству повреждений.
Появление белых и черных полос поперек страницы
вызвано влиянием изогнутого или искривленного вала. Чаще всего это
происходит тогда, когда металлическая сердцевина вала
впрессована в оболочку под углом. Такую сердцевину нужно
извлечь и заменить с помощью специального пресса.
Прерывистая печать обусловлена плохим контактом магнитного вала, вследствие чего при печати лист будет то осветленный, то вообще пустой.
Толстые серые пятна ,
которые повторяются в зависимости от диаметра оболочки магнитного
вала. Обычно это вызвано статическим зарядом на оболочке.
Заряд может возникать при очистке вала пылесосом, если
влажность воздуха в помещении ниже 40%. Для
устранения этого дефекта необходимо очистить оболочку
вала соответствующим очистителем.
НЕИСПРАВНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ ВАЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАРЯДА
PCR (ВАЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАРЯДА)
Наносит на барабан начальный
заряд и удаляет остаточный в конце цикла. Учитывая это двойное
назначение, существует несколько серьезных дефектов вала. В
основном, дефекты вала проявляются в зимний период, когда
влажность воздуха ниже по сравнению с летом.
Двоение (многократное повторение)
— какая-то часть страницы периодически не печатается по всему листу.
Это происходит, если внешнее покрытие вала изношено или было
использовано слишком много чистящей жидкости, и она осталась на валу.
Серый фон страницы .
Это также связано с изношенностью внешнего покрытия вала. Дефект
поверхности вала будет вызывать повторяющиеся пятна при печати.
Количество повторений зависит от диаметра вала.
Беспорядочные точки при печати .
Они могут быть черными или белыми, на черных областях печати. Причина —
излишнее количество присыпки, которая приклеилась к валу.
ДРУГИЕ ЧАСТИ И ИХ НЕИСПРАВНОСТИ
DOCTOR BLADE (дозирующее лезвие)
определяет количество тонера на магнитном валу. Изношенное лезвие
станет причиной неравномерного распределения
тонера по поверхности магнитного вала (осветленная печать). Это
также может вызывать повреждение поверхности магнитного вала
(углубления), что будет выражаться в регулярных пропусках печати
по всей странице.
Magnetic roller bushings (втулки магнитного вала)
задают необходимый промежуток между магнитным валом и барабаном. Края
барабана при вращении касаются этих втулок. Треснувшие,
изношенные, отсутствующие или загрязненные
тонером втулки будут вызывать повреждение покрытия барабана.
При работе с картриджем эти втулки необходимо каждый раз проверять.
Recovery blade . Это
лезвие направляет тонер, который ракель удалил с поверхности барабана,
в бункер с отработанным тонером. Из-за поврежденного лезвия
будут появляться хаотично расположенные по всей странице точки. И
чем больше будет печатать принтер, тем хуже будет печать.
Наиболее распространенная ошибка —
излишний наклон лезвия при установке или
восстановлении картриджа. При этом тонер будет собираться в верхней
части лезвия, и в конце концов начнет высыпаться. Если
лезвие просело (повреждено), оно не удерживает отработанный
тонер в соответствующем бункере, и тонер просыпается и в
принтер, и на лист, пачкая бумагу.
Желаю успехов в ремонте!
|